Краткая презентация Программы "Детский сад как театр"
Образовательная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса, в рамках авторской комбинаторной программы развития детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность «Детский сад как театр».
Новизна нашей программы заключается в следующем:
1. Исследуемые нами блоки систематизированы и органично включены в единый образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
2. Программное содержание обогатилось новой постановкой целеполагания, новой компановкой знаний и информации для театрализации в условиях ДОУ.
3. Работа по блокам программы создает атмосферу творческости и перспективности в детском и взрослом коллективе.
4. Результатом интегрированной работы в детском и взрослом коллективе по блокам являются спектакли, тематические дни, литературные композиции, праздники и развлечения, концертная деятельность в социуме (школы, производственные коллективы, ДК) различные формы проведения досугов.
5. Мотивацией творческой деятельности является взаимодействие в системах " Взрослый – ребенок ", " Ребенок – ребенок ", которое ориентировано на будущую подготовку и постановку спектаклей.
6. Программа рассчитана на детей, начиная со средней группы.
7. Формирование исполнительских и творческих навыков и умений, способов выразительного поведения, позволяют существенно изменить учебно – воспитательный процесс, обеспечить активную, познавательную, позитивную позицию каждого участника, а также воспитание и развитие собственного "Я".
8. В контексте решения главной задачи, у ребенка можно развить коммуникативность, эмпатийность, сотворчество и культуру взаимодействия педагога и ребенка, а также психические процессы, важные для формирования художественно – творческих способностей, таких как эмоциональность, интеллектуальность, воображение, психомоторика, которые являются важнейшими качествами и сторонами культуры личности ребенка.
9. Осуществление теоретической и практической подготовки по театральной педагогике К.С. Станиславского позволило педагогам приобрести режиссерские навыки, что дало возможность быть в роли организаторов творческого процесса в ДОУ, сформировать коллективное творчество в ДОУ, определить миссию детского сада и его традиции.
Методологическую основу авторской программы составляют основные положения исследований С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского о личностно – деятельностном подходе, о роли психологии искусства, А. М. Матюшкина, А. И. Савинкова о творческом процессе и развитии художественно – творческих способностей; учение К.С. Станиславского о взаимосвязи физического и психического, сверхзадачи, сквозном действии, феномене " видения ".
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: создание модели – развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста «Детский сад как театр».
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ –
-
Развить высокий уровень художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях синтеза искусств;
-
Формирование художественных эталонов, умений, способов выразительного поведения детей;
-
Повысить уровень поисково – творческой активности детей в условиях театрализованной деятельности и других видах деятельности, сопряженных с ней;
-
Способствовать возникновению самостоятельной художественной деятельности детей;
-
Способствовать самореализации личности в условиях ДОУ и социума.
Реализация программы «Детский сад как театр» осуществляется в целостном педагогическом процессе ДОУ, блоки ее гармонично реализуются в разных видах занятий (см Приложение 4 – программа «Детский сад как театр»). Театр как форма жизнедеятельности проникает во все сферы жизни ребенка в ДОУ: учебно – познавательную, бытовую и ведущую – игровую. Поэтому в авторской программе сделана попытка создать модель ДОУ как театр по типу Киреевской школы – театра, где системообразующими видами деятельности являются художественно – эстетическая и познавательная.
Программа состоит из 6 блоков:
-
«Техника речи»;
-
«Выразительные движения»;
-
«Мастерство маленького актера;
-
«Нетрадиционное рисование;
-
«Детская риторика;
-
«Пение».
Отдельным спецкурсом представлена " Театральная мастерская" для взрослых для создания оптимальных педагогических условий по формированию личности будущего артиста, художника, танцора, режиссера и т.д. Таким образом, на основе интеграции театрализованной деятельности с другими видами искусства происходит формирование эмоциональной, духовной, интеллектуальной, художественной сфер ребенка.
Блок «Пение».
Цель:
Задачи:
-
формирование у детей певческих умений и навыков
-
обучение детей самостоятельному исполнению песен, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-
развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма
-
развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Примерные виды интеграции блока «Пение»
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
|
Речевое развитие
-
- развитие свободного общения взрослых и детей в процессе обучения пению;
-
- формировать и развивать умение воспроизводить ритмический рисунок песни и звуковой образ теста: слышать главное слово музыкальной фразы и эмоционально передавать смысл песни.
Познавательное развитие
-
расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, о видах исполнительской деятельности: хоровой, вокальной, ансамблевой)
«Коммуникативно – личностное развитие»
-
- формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства,
-
- освоение способов звукоизвлечения и обогащение звукового сенсорного опыта;
-
- развитие певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности)
|
«Музыка» и «Продуктивные виды деятельности»
-
- использование музыкальных произведений для совместного и индивидуального музыкального исполнения, музыкальные упражнения, попевки, распевки;
-
двигательные, пластические, танцевальные этюды;
-
концерты-импровизации;
-
средства продуктивных видов деятельности для обогащения содержания творческой деятельности, закрепления результатов восприятия песен через творческие задания.
«Физическое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»
«Чтение художественной литературы»
|
Блок «Мастерство маленького актера».
Цель:
-
Развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной и коммуникативной сферы, через театрализованную деятельность, как средство подготовки детей к школе.
Задачи:
-
последовательное знакомство детей с видами театра;
-
поэтапное освоение детьми видов творчества;
-
совершенствование артистических навыков;
-
раскрепощение ребенка;
-
работа над выразительностью речи;
-
взаимодействие с участниками педагогического процесса.
Примерные виды интеграции блока «Мастерство маленького актера»
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
|
«Речевое развитие»
-
формирование и развитие общения и средств общения;
-
развитие свободного общения детей и взрослых в процессе работы над постановкой спектакля и ролью;
-
формирование умений распознавать контрастные эмоции, жесты, движения и адекватно реагировать на них действием или словом.
«Познавательное развитие»
«Коммуникативно – личностное развитие»
|
«Музыка» и «Продуктивные виды деятельности»
-
использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания творческой деятельности, закрепления результатов восприятия и воспроизведения игрового образа через творческие задания (рисование музыкального образа «Злюка», «Веселинка», «Плакса», «сердитый дедушка» и т.д.);
-
изготовление и использование элементов костюмов, декораций, реквизита, атрибутов в процессе репетиций и выступлений;
-
использование различных видов музыкальной деятельности (пение, танец, игра на ДМИ) при передачи игрового образа.
«Чтение художественной литературы» и «Музыка»
-
использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений;
-
театрализованная деятельность (концерты и спектакли для детей и родителей, совместные выступления детей и взрослых, театрализованные представления, шумовой оркестр);
-
создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий на заданный текст, мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы;
-
игры в «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей;
-
инсценирование песен, хороводов.
«Чтение художественной литературы» и «Продуктивные виды деятельности»
-
использование средств продуктивных видов деятельности как средства усиления эмоционального восприятия художественных произведений и художественных образов;
-
рисование персонажей сказок и инсценировок, оформление выставок детских работ, фотовыставок.
|
Блок «Выразительные движения».
Цель:
Задачи:
-
Знакомить детей с простейшими возможностями передачи образного содержания с помощью языка, движений.
-
Знакомить детей со способами «Развития», пластического образа.
-
Развивать способность к осмысленному использованию жестов, как средство общения.
-
Знакомить с движениями, помогающими снимать мышечное напряжение.
-
Учить детей выразительным движениям «тела».
-
Уметь передавать «внутреннее» и «внешнее» свойство образа.
-
Учить детей брать на себя роль и выполнять игровые действия.
-
Развивать парное образно-пластическое взаимодействие.
-
Учить детей «пространственному» поведению относительно друг друга.
Примерные виды интеграции блока «Выразительные движения»
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
|
«Физическое развитие»
-
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности;
-
формирование умения использовать движения, помогающие снимать мышечное напряжение
-
накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений.
«Речевое развитие»
-
развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в парном образно-пластическом взаимодействие;
-
формирование способности к осмысленному использованию жестов, как средства общения.
«Познавательное развитие»
«Коммуникативно – личностное развитие»
-
формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры, музыкального и театрального искусства.
|
«Музыка» и «Продуктивные виды деятельности»
-
использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов восприятия музыки и игрового образа (выполнение этюдов, упражнений, творческих заданий, например: игрушка тряпичная и деревянная, пластичная и механическая, мячик лопает - сдувается и надувается - скачет и т.д.)
«Физическое развитие» и «Музыка»
-
использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности (физминутки, самомассажи, игровая беседа с элементами движений, игры-драматизации, музыкально двигательные импровизации)
«Чтение художественной литературы» и «Музыка»
-
использование музыкальных и литературных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений и художественных образов;
-
использование творческих заданий для передачи «внутренних» и «внешних» свойств образа: этюды, упражнения, музыкально двигательные импровизации. Пример: симфоническая сказка «Петя и волк», этюд «Кошка охотится за птичкой», использование музыки и художественного слова.
|
Блок «Художественное оформление».
Цель:
Задачи:
-
развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.,
-
познакомить детей с различной техникой: монотипие, диатипие, витраж, коллаж, печать с картинками и др.,
-
способствовать возникновению интереса к экспериментированию,
-
использовать полученные навыки и умения для оформления спектаклей, подготовки атрибутов, бутафорий и т.д.
Примерные виды интеграции блока
«Художественное оформление»
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
|
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – личностное развитие»
-
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
-
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие»
|
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
|
Блок «Детская риторика».
Цель:
-
введение в их активный словарь достаточного количества стереотипов;
-
формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения – с кем, где, когда, зачем говорить;
-
развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания.
Задачи:
-
Научить детей осознавать свои ролевые позиции (старший - младший, знакомый – незнакомый), и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
-
Научить усвоению этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям, важным для дошкольника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.)
-
Умение ребенка реализовать в ролевой игре коммуникативные способности естественно и максимально разнообразно.
-
Научить дошкольника соединять воедино вежливость и отзывчивость; вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение друг к другу.
-
Научить ребенка критиковать неправильное поведение в речи, с одной стороны, а с другой – отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач блока «Детская риторика» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного общения детей между собой.
Речевое развитие, как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Исходя из сказанного выше, у ребенка сформируется система устойчивых выражений (этикетных формул), которые благоприятно повлияют на развитие характера, их отношений с окружающими, поможет свободно и без страха войти в мир общения.
Блок «Техника речи».
Цель:
Задачи:
-
Тренировать навыки выразительной речи, (восприятие и воспроизводство ритма, темпа речи, восприятие и воспроизводство интонации, структуры предложения речевого дыхания)
-
Совершенствовать технику речи в театральной деятельности.
Примерные виды интеграции блока
«Техника речи»
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
|
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – личностное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
|
«Музыка»
«Продуктивные виды деятельности»
|
|