«Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего, в духовной сфере».
К. Сухомлинский.
-
Пояснительная записка.
-
Проблемный анализ.
-
Основные направления реализации проекта.
-
Стратегия и тактика проекта.
-
Заключение.
-
Приложение.
Пояснительная записка
Современные дошкольные организации мучительно ищут новые гуманистические, личностно – ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Самым популярным и увлекательным направлением в нашей дошкольной организации является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Свою выдумку, впечатление из жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение.
Именно в процессе театральной деятельности выявляются творчески одаренные дети. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Новизна:
- нетрадиционная форма общения взрослого и ребенка в виде театрализованного представления, где традиционные докладчики представлены в образе сказочных героев, а традиционные доклады заменены повествованиями от имени этих героев;
- многофункциональное использование мультимедийной техники (видеоклипы, компьютерные презентации, слайд-шоу);
- вовлечение зрительской аудитории (родителей) в проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказок – импровизаций.
- использование яркого, нетрадиционного оснащения проекта: набора декораций - трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.
За годы работы сформировалась четкая система подготовки детей к выступлению. Она основана на синтезе всевозможных образовательных программ, технологий таких, как:
- «Ладушки» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой,
- Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, психоэтюды Чистяковой,
- Элементы фонопедического метода, «Логоритмика» М. Ю. Картушиной,
- «Волшебный мир звуков и слов» Е. А. Пожеленко,
- «Театрализованные игры дошкольников» - Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова,
- Использование элементов орфпедагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой.
Применение этих и других методик повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма, эмоционально раскрепощает детей. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Усваиваемые элементы языковой системы дают возможность использовать художественные образы и двигательную активность в непосредственном общении и служат в качестве средства компенсации при недостаточности развития языковой способности.
Использование таких нетрадиционных форм проведения проекта позволяет повысить профессионально-личностный, профессионально-деятельностный и профессионально-творческий компонент педагогов. Дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.
Мы – педагоги, помогая детям, привлекаем родителей в творческий процесс. Исходя из вышесказанного, возникла идея создать и реализовать детско-взрослый творческий проект «Ребенок и театр».
Предполагаемые результаты:
- ребенок научится проявлять эмоции при проигрывании ролей, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема, вести диалог в различных игровых ситуациях, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения;
- осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, ориентироваться в нравственном содержании литературных произведений, осмысливать эстетические и нравственные ценности сказок, создавать (совместно с родителями и педагогами) собственный текст сказок, на основе художественного произведения, по впечатлениям от просмотра театральных постановок и собственного опыта;
- усовершенствует умение комбинировать образы, разовьет интуицию, смекалку, изобретательность, способность к импровизации, сформирует волевые черты характера, реализует творческие силы и потребности;
- пополнит и активирует словарный запас, сформирует выразительность исполнения художественного образа: мимику, пластику, улучшит речевую память, научится придумывать мини сказки,
- произойдет сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Концепция проекта:
-
Разработка научно-методических условий и содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию креативных качеств личности в процессе развития коммуникативной и языковой способностей ребенка дошкольного возраста;
-
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Привлечение родителей и детей в совместную театрализованную деятельность.
«Все для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка».
К. Орф.
Цель: развивать креативные качества личности и творческие способности детей среднего дошкольного возраста через знакомство с разными видами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. В процессе совместной деятельности познакомить детей с разными видами театрализованной деятельности (театр мягкой игрушки, пальчиковый, теневой, кукольный, настольный и др.);
2. Создать условия для творческой активности детей и родителей, раскрепощать ребенка, побуждать его принимать активное участие в импровизациях на темы знакомых сказок, создавать образы живых существ с помощью выразительных движений, мимики, жестов, интонации;
3. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, работать над правильным дыханием, дикцией и интонацией;
4. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в коллективных действиях (танцах, играх), горячо сочувствовать и сопереживать героям сказок.
Принципы:
1. Импровизационность.
2. Гуманность.
3. Систематизация занятий с учетом зоны ближайшего развития детей.
4. Учет потенциальных возможностей каждого ребенка.
Участники проекта:
-
Музыкальный руководитель
-
Воспитатели
-
Дети
-
Родители.
Наша творческая группа:
С детьми в музыкальном театре занимаюсь не только я, Батуева Елена Анатольевна, воспитатель II квалификационной категории. Со мной в проекте работают: воспитатель I квалификационной категории Жигарева Светлана Анатольевна, которая учит детей, в рамках блока «Техника речи», правильно и выразительно говорить, ведь для актера хорошая дикция очень важна. Кроме того, неоценимую поддержку оказывает музыкальный руководитель I квалификационной категории: Еремова Надежда Степановна – она закрепляет с детьми изученный материал, помогает оживлять образ с помощью танца, пластических этюдов.
Вид проекта:
Творческий.
Длительность проекта:
2012 – 2015 г.г. (долгосрочный)
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Накопительный – 2012 – 2013 учебный год.
На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями, работают над выразительностью речи, интонациями, пантомимическими действиями под музыку; знакомят родителей с методической литературой по театрализованной деятельности; предлагают репертуар для просмотра кукольных и драматических спектаклей, показанных профессиональными артистами; проводят презентации проекта на родительских собраниях, для осуществления совместной работы; оформляют родительский уголок по темам: «Домашний театр», «Наши праздники», «Сотвори сказку своими руками» и т.д.
Второй этап – Творческий этап реализации проекта – 2013 – 2014 учебный год.
На втором этапе мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).
Третий этап – Определение эффективности работы проекта – 2014 – 2015 учебный год.
На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы: родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля творческих семейных театров и создание совместной книги «Театр в жизни ребенка», где у каждого ребенка есть своя страничка.
Содержание деятельности всех участников проекта, отдельные мероприятия и сроки их проведения определены перспективным планом работы проекта «Ребенок и театр».
Перспективное планирование.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
проведения
|
Участники
|
Ответственные
|
1.
|
Драматизация сказки
«Ежик-торопыжка»
|
Сентябрь
|
Дети, воспитатели.
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели.
|
2.
|
Утренник «Осень в гости к нам пришла» сценка «Таня и овощи»
|
Октябрь
|
Дети, воспитатели,
родители.
|
Учитель-логопед,
воспитатели,
музыкальный
руководитель.
|
3.
|
Инсценировка сказки «Под зонтом»
Дети-зрители, актеры-родители спектакль «Зайка и его друзья»
|
Ноябрь
|
Дети, воспитатели,
родители.
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
учитель-логопед,
родители.
|
4.
|
Новогодний утренник «Снегурка-несмеяна»
|
Декабрь
|
Дети, воспитатели.
|
Музыкальный
руководитель,
учитель –
логопед, воспитатели,
родители.
|
5.
|
Драматизация «Дудочка»
|
Январь
|
Дети, воспитатели.
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели, родители.
|
6.
|
Инсценировка сказки «Ку-ка-ре-ку!»
|
Февраль
|
Дети, воспитатели.
|
Учитель-логопед,
воспитатели, музыкальный
руководитель,
родители.
|
7.
|
Утренник посвященный женскому дню «Если был бы я девчонкой»
|
Март
|
Дети, воспитатели,
родители.
|
Музыкальный
руководитель, учитель-
логопед,
воспитатели.
|
8.
|
Кукольный театр «Теремок».
Карнавал сказочных героев (дефиле
костюмов).
|
Апрель
|
Дети, воспитатели,
родители.
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели, родители.
|
9.
|
Драматизация сказки «Крылатый, мохнатый,да масленый»
|
Май
|
Дети, воспитатели.
|
Родители, учитель-логопед, дети,
воспитатели, музыкальный
руководитель.
|
10.
|
Тематическая викторина «Мы любим театр!»
(творческая работа детей и родителей).
|
Июнь
|
Дети, воспитатели,
родители.
|
Родители, учитель-логопед, дети, педагоги
ДОУ.
|
11.
|
Приглашение различных творческих коллективов города.
|
В течение
года
|
Дети, воспитатели,
родители.
|
Родители, воспитатели.
|
Перспективный план работы с родителями
ЦЕЛЬ: приобщить родителей к миру музыки и театра, развивать навыки свободного общения через театрализованную деятельность у взрослого, как условие формирования творческих способностей каждого ребенка.
ЗАДАЧИ:
-
Познакомить родителей с методическими материалами и литературой по изучаемой проблеме;
-
Разработать планы театральных занятий, семинаров - практикумов, других мероприятий с родителями воспитанников;
-
Организовать Дни открытых дверей для родителей с представлением опыта работы ДОО по программе «Детский сад как театр» и блоку «Мастерство маленького актера».
-
Привлечь родителей в реализацию проекта «Ребенок и театр».
Сроки
|
Формы работы с родителями
|
Создание условий.
|
Открытые мероприятия.
|
Сентябрь
|
1. Анкета-опросник.
Цель: изучение готовности родителей к развитию творческих способностей ребенка (М.В Межиева)
|
Привлечение родителей к подбору заданий, упражнений, стихов для улучшения условий в театральной зоне группы.
Работа с литературой.
|
Знакомство родителей с результатами мониторинга творческих способностей на начало года.
|
Октябрь
|
1. Театральная неделя «Мы актеры» (просмотр детских спектаклей)
|
-
Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов к спектаклям.
2. Привлечение родителей к подбору сценариев к театральной неделе.
|
Круглый стол для родителей.
Цель: выбор сценария для осенней театральной недели.
|
Ноябрь
|
-
Открытые показы спектаклей.
|
Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов к спектаклям.
|
1. Театральная неделя.
2. Родительское собрание «Игра не забава»
|
Декабрь
|
1. Оформление ширмы «Новый год»
2. Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов.
|
Привлечение родителей к участию новогоднего праздника (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие)
|
Новогодние праздники.
|
Январь
|
Разучивание ролей к сказке «Про волшебника Оха…» дома.
|
Подбор материалов к занятиям.
Изготовление картотеки театрализованных игр и упражнений.
|
Открытое мероприятие: Круглый стол «Игровые упражнения и творческие задания на развитие воображения и творческого мышления».
|
Февраль
|
Оформление ширмы «Музыкальные инструменты»
|
Подготовка эскизов костюмов и декораций.
|
Праздники и развлечения. «Моему папе»
(поздравительная программа для пап)
|
Март
|
1. Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов.
|
Подбор материалов к занятиям.
Изготовление картотеки театральных этюдов.
Изготовление декораций.
|
Праздники и развлечения.
«Моей маме»
(поздравительная программа для мам)
|
Апрель
|
Приглашение на премьеру сказки.
|
Изготовление декораций, костюмов, атрибутов к театральной неделе.
|
Неделя театра
|
Май
|
Индивидуальная консультация «Играем вместе детьми».
|
Составление планов театральных занятий.
|
Выступление на итоговом педсовете.
|
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, художников, гримеров, партнеров в совместных выступлениях со своими детьми.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект «Ребенок и театр» позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
|